Общество и научно-технический прогресс

Состояние научно-технического прогресса определяется понятием научно-технической революции. Научно-техническая революция – это скачок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно-новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.

Основные направления НТР:

автоматизация и компьютеризация производства;
внедрение новейших информационных технологий;
разработка биотехнологий;
создание новых конструкционных материалов;
освоение новейших источников энергии;
революционные изменения в средствах коммуникации и связи.

Социально-экономические последствия НТР:

повышение требований к квалификации и образованию работников;
возрастают капиталовложения в науку и наукоемкие отрасли производства;
растет количество людей с высшим образованием;
обостряются проблемы занятости населения;
усиливается социальная направленность экономического роста.
Наукой принято называть теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.

Социальные функции науки:

познавательно-объяснительная (заключается в том, чтобы объяснить: как устроен мир и каковы законы его развития);
мировоззренческая (помогает человеку объяснить известные ему знания о мире и выстроить их в целостную систему);
прогностическая (наука позволяет человеку изменять окружающий мир и прогнозировать последствия таких изменений).

Потребность развития общества часто являются основным фактором, определяющим проблематику научных исследований.

Представляя собой подсистему более сложной системы, называемой обществом, наука испытывает на себе определённое воздействие общества:

Состояние научных исследований зависит от материально-технической базы общества, от тех средств, которые выделяются на развитие науки.

Наука не только система знаний, но и вид духовного производства. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. К результатам духовного производства можно отнести научные теории и идеи. Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни – экономической, политической, социальной. Создаваемые в рамках науки новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться.

Наука становится катализатором процесса непрерывного совершенствования производства – она начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления им. Огромную роль приобретают так называемые научные модели общественного развития, с помощью которого общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития.

Развитие современной науки определяется двумя процессами – дифференциацией и интеграцией наук.

Дифференциация наук привела к тому, что в рамках одной только математики сейчас развиваются десятки направлений, претендующих на звание отдельной науки (теория функций комплексного переменного, аналитическая геометрия, теория множеств, математическая логика, функциональный анализ, дискретная математика и т.д.).

Для решения новых сложных задач необходимо строить систему знаний, привлекая её элементы из различных научных дисциплин – развивается интеграция наук.

Интеграция знаний способствует появлению новых наук, находящихся на стыке знаний (математическая лингвистика, математическая статистика, математическая физика и т.д.). Научная картина мира и ценностно-мировоззренческие формы знаний тесно связаны. Вопросы первостепенной мировоззренческой значимости, касающиеся структуры материи, строения Вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека решаются теперь не в сфере мифологического и религиозного сознания, а с помощью научного познания.

Выделяют два уровня научного познания.

Эмпирический уровень – это описание предметов и явлений, получение эмпирического факта. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, а получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которой раскрывается сущность познаваемых объектов.

Основными методами научного познания являются метод наблюдения, метод эмпирического описания, метод эксперимента, метод гипотезы и формирование научной теории.

В условиях научно-технической революции роль науки резко возрастает. Наука становится постоянным источником новых идей, указывающих пути развития материального производства. Открытия в области атомной и молекулярной структуры вещества создали предпосылки для производства новых материалов; успехи химии позволили создать вещества с заданными свойствами; изучение электрических явлений в твёрдых телах и газах послужило основой возникновения электроники и т.д.

В свою очередь компьютерная революция привела к резкому увеличению потока информации, что стало толчком к дальнейшему развитию науки.

Безграничные возможности современной науки сделали особо актуальными проблемы научной этики. Наука должна подчиняться требованиям морали.

Ошибка в тексте? Выдели её мышкой и нажми CTRL + Enter

Остались рефераты, курсовые, презентации? Поделись с нами - загрузи их здесь!

Помог сайт? Ставь лайк!